Rambler's Top100 Яндекс.Погода Яндекс цитирования
О компании Новости Статьи Напишите нам Наш адрес

Статьи по истории печатей

ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ

Магдалина Добровольская
журнал "Русский ювелир", № 4(9), 1998 г.

 Помните ли вы, как пушкинская Татьяна, излив  в письме к Онегину переполнявшие ее чувства, "сидит с поникшею главой и на письмо не напирает своей печати вырезной "? Не будем гадать, какой была печать девушки, жившей в глухой провинции, а познакомимся с некоторыми образцами личных печатей, хранящимися в Эрмитаже.

По-видимому, прежде чем рассказывать о бытовании печатей в России, нелишне напомнить о том, что история возникновения обычая помечать свою собственность при помощи какого-либо знака, принадлежащего определенному лицу, уходит своими корнями в глубокую древность. Нам известны печати, происходящие из древних государств Двуречья, в Библии упоминается использование личных печатей, в Древнем Египте печатями опечатывались кладовые и зернохранилища, а жрецы опечатывали гробницы фараонов, наивно полагая, что печать может охранить погребение от грабителей. С течением времени печати стали прикладывать к документам вместо подписи, а на самих печатях, кроме изображения, появилась круговая надпись, поясняющая, кому печать принадлежит. Печати изготавливались из разных материалов и имели различную форму, в зависимости от времени их изготовления и вкуса владельца. Так в Древней Греции и Древнем Риме бытовали печати в основном в виде перстней из драгоценных металлов, зачастую со вставками из камня, с гравированным изображением. В средневековой Европе, а впоследствии и на Руси, использовались античные резные камни, которые вставлялись в оправу с надписью имени и титула владельца. Кроме того, печати резались на металле - медных и железных пластинах разного размера и формы. Печати небольшого размера имели обычно ушко, так как они носились на шнурке. С появлением наследных гербов они занимают свое место на печатях. Печати оттискивались на воске, на восковой мастике, а с конца XVII века на сургуче. Печатью (оттиском) на воске и других материалах скреплялись концы шнура, которым был прошит пергамент с текстом. Для того, чтобы печать не нарушилась, ее помещали в деревянную или металлическую коробочку - кустодию. Так же на шнурках крепились и металлические печати из золота, серебра и свинца, в них шнур заклепывался так, как это теперь делается с пломбами, которыми опечатывают ценные грузы, помещения и т. д. Такие металлические печати (свинцовые) были ранними печатями удельных русских князей, и самой первой известной печатью XII века является печать князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. Русские князья, кроме свинцовых "вислых" печатей, пользовались и перстнями с различными изображениями. Известно, что многие князья имели несколько личных печатей в перстнях, и обычай этот перешел и к русским царям - так у Алексея Михайловича в казне хранилось десять перстней с камнями, на которых были вырезаны различные изображения, причем многие из этих перстней перешли к нему по наследству.

Ко времени правления Петра I многие эмблемы, которыми пользовались князья и их потомки, по сути своей превратились в наследственные гербы; кроме того, гербами владели потомки иностранных родов, некогда приехавших на службу к русскому царю. Для упорядочения дел в новом для России институте Петром в 1722 году была учреждена Герольдия.

В 1797 году его правнуком Павлом I было повелено составить в Геролъдии Общий дворянских родов Гербовник, чтобы было известно, какой герб какому роду принадлежит, а также составить верный список, какие роды имеют право получить дипломы и грамоты на дворянское достоинство. Все эти нововведения отразились на печатях, поскольку каждый владелец герба или получивший новый высокий титул заказывал печать, отражающую изменение в его положении; получение наград, изображать которые дозволялось в обрамлении герба, также вызывало к жизни новые печати.

Печати, бытовавшие в России в XVIII - начале XX века, можно разделить на три вида: печати-перстни, печати настольные и печати-подвески, носившиеся на шнурке или цепочке у пояса или при часах; по материалу они делятся на две группы - резанные на металле и на камнях. Печати металлические зачастую делались из одной болванки - и рукоять, и матрица; в этом случае матрица изготавливалась круглой или овальной, а рукоять четырехугольной. Другой тип металлических печатей - матрица металлическая, большей частью стальная, рукоять - деревянная или костяная, соединяющаяся с матрицей при помощи бронзового широкого кольца - шейки. Рукояти придавалась форма гриба - удобная для нажатия на печать. Печати, резанные на камне, либо вставлялись в перстни, либо получали оправу, порой даже золотую или серебряную, и в зависимости от характера этой оправы становились настольными печатями или печатями-подвесками. Кроме того, существовали настольные печати, резанные целиком из камня различных пород. Основными производителями этих печатей в конце XIX - начале XX века были кустари-камнерезы Екатеринбурга и прилегающих районов. Излюбленным материалом для печатей был горный хрусталь и его разновидность - дымчатый кварц, столь богатый самыми необычайными оттенками - от бледно-чайного до почти черного (морион). Наиболее распространенной формой была расширяющаяся кверху каннелированая колонка с плавной шейкой-переходом к круглой матрице внизу, но наша коллекция располагает большим подбором печатей самых разнообразных, порой причудливых, форм, напоминающих вазы с ручками и крышками, иногда огромных размеров, что характерно для печатей начала XX века. Из рук екатеринбургских мастеров и также печати в виде фигурок животных медведей, голов собак, птиц. Из непрозрачных цветных камней первом месте стоит сердолик, издавна считающийся камнем-оберегом. Из него уже в XVIII веке делали матрицы-вставки для всех трех видов печатей, перечисленных выше. За ним следует агат, обладающий разнообразием цвета и использовавшийся для матриц-вставок, так и для целиковых изделий. Яшмы и другие камни использовались в основном для настольных печатей. Изделия камнерезов-кустарей и Урала через скупщиков попадали в ювелирные магазины обеих столиц и других городов, где будущий владелец, выбрав понравившийся экземпляр, мог заказать гравировку своего герба, или вензеля, или любого другого сюжета (например, часто встречаются изображения символов веры, надежды и любви - крест, якорь и пылающее сердце, летящего голубя с письмом и надписью "Поспешай" и другие аллегорические композиции). Кроме того, отдельные ювелирные мастерские имели своих камнерезов, которые выполняли работу по изготовлению печати от начала до конца. Так, фирма Фаберже имела в своем штате первоклассных мастеров, которые резали печати.

Необходимо отметить, что с середины XIX века появляются в России печати из стекла и стеклянной массы, и среди них отметим печати в стиле "миллифиори", производства частных заводов.

Хранящаяся в Эрмитаже коллекция не только интересна подбором печатей с точки зрения разнообразия формы и материала, но и кругом тех лиц, которым эти печати принадлежали.

.

Какую же из предложенных печатей выберет читатель для Татьяны Лариной?

 

 

 Оттиск печати с гербом Арбеневых

 

 

 

Серебряная матрица печати Александра II (Ф Бирнбек. Германия).

 

 

Печати барона Д.А. Бенкендорфа
(фирма Фаберже, голова орла - Франция).

Печати М.К. Огинского
(академик П.Е. Доброхотов).

 

 

Печати работы кустарей-камнерезов Екатеринбургской губернии

Печати с мозаичными рукоятями (Чехия). Печать с рукоятью из янтаря.

 

 

Печати великих князей Романовых.
(Ю Рапопорт, фирма Фаберже).

Печати из яшмы, сердолика, агата различной формы

 

 

Печать с гербом графов Чернышевых, рескрипт Екатерины II и конверт, скрепленный ее печатью

Печати с матрицами из сердолика, агата и гелиотропа

О компании Новости Статьи Напишите нам Наш адрес